Программирование с нуля самостоятельно

Delphi 7. Занятие 1_1.

Программирование с нуля самостоятельно.
Мир нулей и единиц.

Предварительные замечания.

Итак, Вы скачали и установили среду разработки Delphi 7 (на более поздних версиях обучаться сложнее, да и бесплатный исходник найти труднее). Седьмая делфи создана под 32-х разрядный процессор, однако её можно запускать и под 64-х разрядным процессором, если настроить OC на выполнение 32-х разрядных приложений (именно так называются программы в среде Windows).

Ещё одно замечание — некоторые сборки Delphi работают правильно, если только пользователь заходит под учётной записью администратора (как создать пользователя с админскими правами ОС Windows — см. в интернете).

Итак, скачайте и установите среду разработки Delphi 7.

Delphi 7. Первое знакомство.

После установки Delphi обычно на рабочем столе появляется ярлычок. Запустим с его помощью делфи. Появится окно приветствия.

А затем делфи загрузит множество окон и панелей, образующих среду разработки для программиста. Познакомимся с ней.

Как мы видим, открыто окно с формой. Посмотрим короткое видео с беглым обзором — из каких частей состоит эта самая среда разработки.

Видео. Среда разработки Delphi.

Видео. Ваша первая программа.

Теперь, продолжая наше обучение программированию с нуля, пришло время создать нашу первую программу. Программа будет состоять из двух однострочных полей ввода, поля для вывода многострочного текста и кнопки, при нажатии на которую текст из первого однострочного поля будет объединён с текстом второго однострочного поля и при нажатии на кнопку помещён в многострочное поле. Посмотрим видео.

Как всё работает.

Разберём это подробнее.

Во-первых, рассмотрим идеологию построения программы в Delphi. Эта идеология называется ОБЪЕКТНО ориентированной. Запомните это слово! По сути, вся программа на 80-90% состоит из объектов.

Что это такое? Создавая свою первую программу, мы размещали на форме компоненты. Так вот, каждый компонент — это объект. Не будем пока вдаваться в подробности, скажем лишь, что объект — это часть программного кода, которая отображает компонент на форме и обеспечивает его функционирование.

Сразу отметим, что не все компоненты предназначены для визуального отображения на форме. Поэтому компоненты, отображаемые на форме Delphi, называют визуальными компонентами. Часто объекты имитируют внешний вид и поведение реальных объектов. Например, в нашем случае это кнопка. Объект «button» (кнопка) имитирует её внешний вид, имитирует процесс нажатия и действие, приводящее к результату.

А что такое программа?

Это слово мы применяем достаточно часто. Но что оно значит с точки зрения программиста? Можно сказать так — программа, это последовательность машинных команд, предназначенная для выполнения поставленной задачи. Например, стоит задача иметь на компьютере инструмент, позволяющий автоматизировать арифметические действия, то есть, по сути, имитировать объект «калькулятор». С помощью выбранного языка программирования пишется код программы в виде последовательности предложений. В принципе, это можно сделать даже в обычном текстовом редакторе. Предложения, составляющие программу, состоят из ключевых слов: команд и операторов языка, переменных и служебных слов.

Далее специальная программа «компилятор» преобразует исходный текст программы в двоичный код, понятный процессору.

Но программа, как правило, нуждается не только в коде, написанном программистом, но и в дополнительном коде, который необходим для функционирования программы. Этот дополнительный код находится в отдельных файлах. Для их включения в конечный файл, который и будет являться программой, используют программу-компоновщик. Она-то и создаёт файл с расширением .EXE, который уже можно запустить на выполнение. Этот файл, собственно, и является программой, которую мы хотели получить.

В продвинутой среде разработки, такой как Delphi, этап компиляции и компоновки производится автоматически и не требует вмешательства программиста (хотя имеется возможность делать это и поэтапно).

Ещё раз об объекте.

Каждому объекту даётся имя. Например, объект «кнопка» имеет имя TButton, поле ввода и редактирования имеет имя TEdit и т.д. Каждому объекту в пределах среды программирования даётся уникальное имя. Но код объекта — это «собственность» среды программирования. Как же код объекта оказывается в теле программы?

Для этого разработан специальный механизм, названный конструктором объекта. Каждый раз, когда вызывается конструктор, в памяти создаётся копия объекта. Например, в нашем случае мы размещали два компонента типа TEdit на форме. Каждый раз при этом создавался в памяти код, который называется экземпляром объекта.

Каждому экземпляру дается уникальное в пределах модуля программы имя. Например, Edit1 и Edit2. Именно через это имя происходит работа с экземпляром объекта, как было показано ранее.

Как возобновить работу над проектом.

Если Вы закрыли среду разработки, то для возобновления работы с проектом надо вновь его загрузить. Для этого выбираем пункт меню «File» (или «Файл», если среда русифицирована) и затем команду «Open Project» — открыть проект. В открывшемся проводнике выбираем имя нашего проекта.

Как сохранить результаты.

Для этого выбираем пункт меню «File» и из нескольких вариантов команд сохранения выбираем «Save All», чтобы гарантированно сохранить все изменения, произошедшие в процессе редактирования программы. В результате среда создаст набор файлов, главными из которых будут: файл с текстом проекта Project1.dpr, файл с текстом модуля Unit1.pas, файл с текстом описания формы Unit1.dfm. Если форм в программе будет несколько, то соответственно будем иметь Unit2.pas, … , и Unit2.dfm, … .

Заметим, что каждой форме соответствует свой модуль. Однако могут быть вспомогательные модули, не связанные с формой. Например, удобно создавать модули, в которых описаны все переменные программы, вместо того, чтобы описывать необходимые модулю переменные внутри него самого. Когда переменных много, это сильно облегчает процесс программирования.

Заключение.

Ну что же, вот и состоялось первое знакомство со средой разработки программ Delphi 7 и мы начали наше обучение программированию с нуля.

Вы увидели, как создаётся программа и получили некоторые теоретические знания. Если Вам не понравился язык Delphi, попробуйте подобрать себе другой язык и среду разработки программ. Краткий обзор различных средств программирования Вы можете посмотреть на главной странице сайта.

Попробуйте сами, не заглядывая в «шпаргалку», написать подобную программу. Если у Вас возникнут вопросы, размещайте их в комментариях.

Глоссарий.

Не забывайте, что в дальнейшем Вам понадобятся следующие понятия:

  1. Среда разработки.
  2. Компонент среды разработки.
  3. Объект.
  4. Имя объекта.
  5. Тип объекта.
  6. Проект.
  7. Форма.
  8. Модуль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *